ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Правополушарное рисование « Волшебный мир красок_» Направленность - художественная Срок реализации программы - 1 год Тип программы - общеразвивающая Вид программы - модифицированная Уровень – стартовый Возраст обучающихся 5 – 7 лет Составитель: Васильченко Наталья Александровна, педагог дополнительного образования г. Керчь 2022 г. 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая основа программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование «Волшебный мир красок»(далее - Программа) составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022); 2. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020); 3. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 4. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; 5. Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическом у развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №216); 6. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. 996-р; 7. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; 8. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; 9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; 12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных 2 дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; 15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; 16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019). 17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО РК КРИППО,2021; 18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; 19. Уставом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51 «Журавушка» г. Керчи; 20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Тулуповой Ларисы Сергеевны «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Правополушарное рисование», Объединение «Студия творческого развития «Индиго» рекомендованной Министерством просвещения РФ. Направленность Программы«Правополушарное рисование «Волшебный мир красок» - художественная. Актуальность Программы продиктована требованием времени. Формирование развитой личности - сложная задача, поэтому преподавание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер, так же актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования, методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в качестве отдельного предмета в дошкольных образовательных учреждениях. 3 НовизнаПрограммысостоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития. Популярность этого метода возрастает с каждым днём. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция. Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что курс обучения правополушарному рисованию довольно прост и доступен не только школьникам, но и многим дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. При этом используется множество занимательного материала, включение в занятия игрового материала, и использование приёма разыгрывания учебных заданий и позиций, создание игровых ситуаций. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Отличительные особенности Программы. Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение учащихся. Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных аспекта: Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым обучающимся с учётом личных способностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения. Каждый обучающийся является конструктором своего образования, организатором своих знаний. Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические знания на практике. Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе. Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 5 лет до 7 лет. Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 72 часа. 4 Срок реализации Программы рассчитан на1 года. Таблица 1 Реализация Программы для детей от 5-6 лет Уровень обучения Год обучения стартовый 1 год Количество учащихся в группе 4 группы по10 человек Количество Объем часов в программы неделю 2 часа 72 часов Возраст учащихся 5– 7лет Уровень Программы – стартовый Формы обучения и виды занятий. Беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на развитие правого полушария головного мозга. Обучение по Программе происходит в очном формате. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков. Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся. В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий. Наполняемость в группах составляет 10 человек. Состав групп – постоянный. Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2 часа в неделю, 72 часа в год 1.2 Цель и задачи Программы 5 Цель: создание условий для развития личности обучающихся и развития творческого потенциала посредством обучения по программе «Правополушарное рисование «Волшебный мир красок». Задачи: Образовательные 1.Освоить основные навыки правополушарного рисования: 2.Восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй); 3.Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета); 4.Восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции); 5.Восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета) 6.Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части). 7.Овладеть основными понятиями, терминами в области изобразительного искусств. Развивающие задачи: 1. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; 2.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. . 3.Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества; 4.Развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового. 5. Формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности; Воспитательные задачи: 1. Формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира; способствовать формированию адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уваженияк чужому мнению; 2. Воспитывать художественный вкус; 3. Привить любовь и уважение к различным видам искусства; 4. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость; 5.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Развивать мотивацию к познанию. 6 1.3. Воспитательный потенциал Программы Для решение реальных проблем сообщества страны, учащиеся привлекаются к получению знаний, черезвключение в коллективные общественно полезныепрактики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся принимают участие в_выставках, мастерклассах, проектах, конкурсах, проведение открытых мероприятиях. 1.4. Содержание Программы Учебный план № занятия 1 2 Содержание занятий в плане Количество часов Формы всего теория практика аттестации и контроля РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) 1 1 1 1 Педагогическое наблюдение 1 Наблюдение, опрос РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов) Создание горизонтального 2 0,5 1.5 фона картины. «В жарких странах». Наблюдение, творческая работа 4 Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 5 Радужный фон картины. «В горах» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 6 «Дельфины» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 7 РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов) Рисование ватными палочками. 2 0,5 «Осенний пейзаж». 3 7 1.5 Наблюдение, творческая работа 8 Создание вертикального фона. «Под дождём». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 9 Создание кругового фона. «Таинственная ночь». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 10 Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 11 Круговой фон. «Совушка» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 12 Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 1.5 Наблюдение, творческая работа 13 РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов Смешение диагонального и 2 0,5 кругового фона. «Зимнее солнце». 14 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 15 «Снегирь» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 16 «Новый год». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа выставка 17 «Рождество» 2 0,5 1.5 18 19 Наблюдение, творческая работа РАЗДЕЛ 5 Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа) Инструктаж по технике Наблюдение, 1 1 творческая безопасности, гигиене, правилах работа внутреннего распорядка и поведения навзанятиях. Виды фонов правополушарном Наблюдение, 1 1 1 творческая работа рисовании. РАЗДЕЛ 6 Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов 20 «Северное сияние». 2 8 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 21 «Любопытный пингвинёнок». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 22 «Золотые рыбки» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 23 Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 24 Рисование отпечатками. «Светлячки» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 25 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа РАЗДЕЛ 7. Весна-красна (18 часов) 26 «Мартовские котики». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 27 «Цветы для мамы». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 28 «Весенние деревья» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 29 «На пруду». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 30 «Сакура». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 31 «Космос». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 32 «Цветущие сады». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 33 «Волшебный луг». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 34 «Одуванчики». 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 9 35 РАЗДЕЛ 8. Это – Родина моя (8 часов) «Любимый край». 2 0,5 1.5 36 «День Победы». 2 0,5 1.5 37 «Верные друзья» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа 38 «Лето! Ах, лето!» 2 0,5 1.5 Наблюдение, творческая работа,выставка Итого часов 72 18 54 Наблюдение, творческая работа Наблюдение, творческая работа Содержание учебного плана РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа) Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Теория Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Практика. Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога). Тема 2. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) Теория Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования. Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны. 10 РАЗДЕЛ 2 . Воспоминания о лете (8 часов) Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». Теория Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Практика. Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти. Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море». Теория Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень. Практика. Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала). Тема 3. Радужный фон картины. «В горах». Теория Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень. Практика. Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах). Тема 4. «Дельфины». Теория Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики. Практика. 11 Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля). РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов) Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень. Практика. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек). Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём». Теория Вертикальный фон. Сочетание цветов. Практика. Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы). Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь». Теория Круговой фон. Сочетание цветов. Практика. Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек). Тема 4. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга. 12 Теория Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст. Практика. Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти (кот). Тема 5. Круговой фон. «Совушка». Теория Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. Практика. Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке). Тема 6. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». Теория Композиция. Фон. Сочетание цветов. Практика. Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками (спиралевидные узоры на ветках). РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов) Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики. Практика. 13 Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами. Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь». Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики. Практика. Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками. Тема 3. «Снегирь». Теория Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени. Практика. Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины). Тема 4. «Новый год». Теория Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы. Практика. Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна). Тема 5. «Рождество». Теория 14 Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики. Практика. Выполнение рисунка «Рождество» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом кистью (свечи) и пальцами (игрушки, тени, блики). РАЗДЕЛ 5. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа) Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Теория Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Практика. Беседа. Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании. Теория Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета. Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах. РАЗДЕЛ 6. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов) Тема 1. «Северное сияние». Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование. Практика. Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти Тема 2. «Любопытный пингвинёнок». 15 Теория Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень. Практика. Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти. Тема 3. «Золотые рыбки». Теория Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг. Практика. Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами. Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа». Теория Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация. Практика. Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами. Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки» Теория Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация. Практика. Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки). 16 Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная се-мейка». Теория Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация. Практика. Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка – от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью). РАЗДЕЛ 7. Весна-красна (18 часов) Тема 1. «Мартовские котики». Теория Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация. Практика. Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кисти. Тема 2. «Цветы для мамы». Теория Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет. Практика. Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов). Тема 3. «Весенние деревья». Теория 17 Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование. Практика. Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования). Тема 4. «На пруду». Теория Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики. Практика. Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами. Тема 5. «Сакура». Теория Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики. Практика. Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками. Тема 6. «Космос». Теория Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг. Практика. Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом. Тема 7. «Цветущие сады». Теория 18 Пейзаж. Круговой фон. Тычкование. Практика. Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование). Тема 8. «Волшебный луг». Теория Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция. Практика. Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование). Тема 9. «Одуванчики». Теория Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование. Практика. Выполнение рисунка «Одуванчики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование). РАЗДЕЛ 8. Это – Родина моя (8 часов) Тема 1. «Любимый край». Теория Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы. Практика. Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти. 19 Тема 2. «День Победы». Теория Натюрморт. Горизонтальный фон. Практика. Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды. Тема 3. «Верные друзья». Теория Сюжет. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание. Практика. Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки). Тема 4. «Лето! Ах, лето!». Теория Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование. Практика. Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов. 1.5. Планируемые результаты К концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты. Обучающие. Обучающиеся будут: 20 -знать основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст); – основы цветоведения; – основные и дополнительные цвета; – цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета); – контрасты форм; – азы воздушной перспективы (дальше, ближе); – гармонию цвета; - получат навыки работы с красками и нетрадиционным материалом для рисования - проявлять устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию; Развивающие. У обучающихся будет: -сформировано творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; -развиты художественный вкус, фантазия, изобретательность, пространственное воображение. . освоят основные навыки правополушарного рисования: - развито умение использовать технику правополушарного рисования в дальнейшей творческой деятельности; - сформированы навыки самостоятельной работы; Воспитательные. У обучающихся будут: - сформированы адекватная самооценка, самообладание, выдержка, уважениек чужому мнению; - сформированы такие черты как усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость; - развита мотивация к познанию. К концу учебного года обучающиеся будут знать: – восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй); –восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета); –восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции); – восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета) – восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части). – овладеть основными понятиями, терминами в области изобразительного искусства. К концу учебного года обучающиеся будут уметь: 21 – смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки; – соблюдать последовательность в работе; – владеть основами перспективы основами цветоведения; – правильно расположить предмет на листе; – самостоятельно разбираться в этапах своей работы; – работать в технике правополушарного рисования; 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график построен, исходя из следующего: начало учебного года –01сентября, конец учебного года –31 мая; начало учебных занятий не ранее 15.30 час, окончание – не позднее 16.30 час; продолжительность учебного года 36 недель; объем программы 72 часа в год. Учебные занятия проводятся согласно расписанию. 22 Таблица 4 Календарный учебный график месяц сентябрь Недели обучения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Кол-во часов октябрь Аттестация/ Формы контроля Входная диагностика собеседовани е Всего часов -72 8 8 ноябрь 8 декабрь январь Промежуточная диагностика, аттестация выставка 8 февраль 8 8 23 март 22 апрель май 23 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 Итоговая диагностика, аттестация итоговое занятие 8 2.2 Условия реализации Программы Материально - техническое обеспечение: акварельная бумага плотностью от 200 г/м2 формата А4; малярный скотч шириной от 2х см.; планшет, на который будет крепиться лист; кисти: круглая синтетика № 1-2, круглая синтетика №7, плоская кистьщетина №14-16, плоская синтетика №5; ватные палочки; пищевая плёнка; белая палитра или белая пластиковая одноразовая тарелка; тряпочки для вытирания кистей и рук; стакан с водой; гуашь 12 цветов,свежие - консистенции густой сметаны. В наборе обязательно наличие 2х оттенков красного цвета - тёплого (алый, красный) и холодного (рубиновый, краплак, маджента, малиновый); банка белой гуаши (белила титановые) 220 мл или более, папка с файлами для хранения работ. Инструменты (по количеству учащихся): Информационное обеспечение. - ноутбук; - видио-проектор; - ауди-колонки. - технологические карты; - памятки; - таблицы по композиции и перспективе; - дидактический материал, - журналы, книги с пейзажами и сюжетными изображениями; - электронные презентации; - электронные практические пособия; - видео-мастер-классы - журналы, книги. Интернет – источники: 1.URL: - http :// koshkina . net / osnova . htm Рисуем с Анной Кошкиной обширная подборка различных видео-уроков по рисованию. 2.URL: - http : // risuem . net / index . php Уроки рисования для начинающих и детей - множество уроков по рисованию карандашом и фломастерами 24 3.URL: - h tt p :/ / w ww . m o g u t - v s e . r u / l u d y / i n d e x . php ? v i e w = ca t e g o r y & i d = 4 2 % 3 A 20 1 1 - 0 2 18- 2 3- 1 5- 17 &option = com _ content&Itemid = 9 6 Рисовать могут все! полный бесплатный курс по рисованию карандашом и акварелью 3.URL: - tg:/ / resolve / ? domain = penartist Просто рисуй – телеграм-канал с регулярно публикуемыми уроками по рисованию и качественными подборками для вдохновения Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования Васильченко Наталья Александровна, педагогический стаж работы – 30 лет. Методическое обеспечение. Особенности организации образовательного процесса. Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме. Используемые педагогические технологии: - развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий; - игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого; - эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: словесный (устное изложение, беседа, вопросы, анализ текста и др.); -наглядный (педагогический показ образцов, показ видеоматериалов, показ иллюстраций, наблюдение и т.п); -практический (упражнения, выполнение задания, тренинг и т.п.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: - объяснительно - иллюстративные воспроизводят готовую информацию); - (обучающиеся усваивают репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания). 25 и - частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский - самостоятельная творческая работа детей Методы воспитания: - поощрение (устное, дипломы и грамоты); - мотивация (настрой обучающегося на достижение цели). Формы обучения и виды занятий. - открытое занятие; - мастерклассы - беседа и др. - выставки Педагогические технологии. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Алгоритм учебного занятия: приветствие, проверка присутствия обучающихся; объявление темы и цели занятия; повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии; повторение пройденного материала; объяснение нового материала; опрос по усвоению нового материала; практическая работа; подведение итогов занятия; уборка рабочих мест. Методические материалы: 26 Методические разработки: - раздаточный материал; - разработки вопросов и заданий для устного опроса, бесед, конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений. Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения. 2.3 Формы аттестации и контроля Формы контроля: входной,текущий и итоговый контроль. Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение всего периода обучения. Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где изучаются отношения обучающегося к выбранной деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка. Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия, соревнования, турниры, чемпионаты. Формы итогового контроля: итоговое занятие, соревнования. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты, дипломы, протоколы соревнований, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Успешной реализации Программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: открытые итоговые занятия, выставки 27 2.4. Список литературы Литература для педагогов: 1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. www naydisebya ru Студия правополушарного рисования 2. Б. Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с. 3. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www naydisebya ru 4. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с. 5. Дворниченко А. В. ИЗО кружка "Каляка – маляка", воспитатель МБДОУ № 47 «Радость» г. Псков (материалы электронного журнала "Дошкольник") 6. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование) : учебнометодическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с 8. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с. 9. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С. 10. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 18.200420.128с. 11. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. Интернет – источники: 28 1.URL: - http :// koshkina . net / osnova . htm Рисуем с Анной Кошкиной обширная подборка различных видео-уроков по рисованию. 2.URL: - http : // risuem . net / index . php Уроки рисования для начинающих и детей - множество уроков по рисованию карандашом и фломастерами 3.URL: - h tt p :/ / w ww . m o g u t - v s e . r u / l u d y / i n d e x . php ? v i e w = ca t e g o r y & i d = 4 2 % 3 A 20 1 1 - 0 2 18- 2 3- 1 5- 17 &option = com _ content&Itemid = 9 6 Рисовать могут все! полный бесплатный курс по рисованию карандашом и акварелью 3.URL: - tg:/ / resolve / ? domain = penartist Просто рисуй – телеграм-канал с регулярно публикуемыми уроками по рисованию и качественными подборками для вдохновения 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы Оценочные материалы (Приложение1): - промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков обучающихся осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися; - диагностическая карта оценки ЗУН по Программе; - тесты, карты оценки способностей и знаний; -участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских. - открытые занятия. 3.2. Методическиематериалы Методическаялитератураиметодическиеразработкидляобеспеченияобразоват ельного процесса(Приложение2): - планы-конспектыотчетныхзанятий; - годовойплан воспитательной работы; - сценариивоспитательныхмероприятий. 3.3. Календарно-тематическоепланирование(Приложение3) 29 3.4. Листкорректировки(Приложение4) 30 с я м с я м с я м с я м с я 1. м с я м с я 2. Каплун Ольга Биховец Илья 3. Колыхалова Ульяна 4. Фетисова Света 5. Мещерякова Вероника 6. Назаренко Алиса 7. Антонюк Ева 8. Акимов Самир 31 м с я м с я м с я м с я м с я м с я м с я Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах умение самостоятельно разбираться в этапах своей работы адекватная самооценка, самообладание, выдержка, уважениек чужому мнению азы воздушной перспективы (дальше, ближе) художественный вкус, фантазия, изобретательность, пространственное воображение внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческая самореализация навыки правополушарного рисования восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части). ФИО обучающихся работа с различными художественными материалами и в разных техниках восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета) цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета) восприятие краев предмета ( где кончается один предмет и начинается второй) № знать основные понятия, термины области изобразительного искусства желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства Приложение 1 Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «Правополушарное рисование «Волшебный мир красок ». Дата проведения диагностики__________________ Знания. Умения. Навыки. ИТОГО м с я м Жигаева София Умерова Камила 11. Лукичёв Руслан 12. Петренко Алиса 13. Смирнова Алиса 14. Распопова Таня 15. Гоманюк Есения 16. Кривошеева Настя 17. Шиховцова Полина 18. Калашников Артём 19. Калита Настя 20. Савченко Валя 21. Левченко Маша 22. Орлова Яна 23. Семёнова Даша 24. Самчук Женя 25. Сидоров Иван 26. Христич Катя 27. Шультишов Артём 28. Рябцева Соня 29. Шургина Ева 30. Головко Сергей 31. Радзион Александр 32. Евтушенко Вика 33. Кадочников Роман 34. Стужук Кира 35. Будникова Виктория 36. Горяянова 9. 10. 32 Виктория Савичева Полина 38. Бородин Владимир 39. Шикас Дмитрий Кошкин Артур 40. 37. ИТОГО сформированность ЗУН группы в % Педагог ДО_Васильченко Н.А ФИО, подпись ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения. Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). . 33 __________ Приложение2 Сценарий открытого занятия или мероприятия НОД в технике правополушарного рисования с детьми 6-7 лет «Необитаемый остров» Цель занятия: Обучить приёму: правополушарного рисования). быстрого рисования (в технике Задачи: Воспитывать у детей: любовь к природе; желание наблюдать за объектами природы; стремление закончить начатое; творческое начало в деятельности ребенка. Развивающие: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); художественный вкус и творческие способности. Тип занятия: познание нового материала. Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Необитаемый остров», обсуждение мультфильма, при обсуждении я использовала наводящие вопросы. - А почему же там никто не обитает, - спросила у ребят, я. На мгновенье они задумались, а потом посыпались ответы. - Потому что там жарко, опасно, нечего есть! Потому что там живет злой крокодил, змея, акулы и прочее. - Молодцы, правильно. "Необитаемый остров», это значит, что нет людей и никто там не обитает. -Предлагаю поиграть, в игре можно побегать и по скакать! Ну что поиграем? - Да! - Игра наша называется «Один лишний» После того как я прочитаю стихотворение вы начинаете бегать вокруг стульчиков. Когда я хлопну в ладоши нужно быстренько присесть на любой свободный стульчик. Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? - Поиграли? Отдохнули? 34 -Да. -Вы хотите отправится в путешествие? -Да! - Предлагаю отправится на «необитаемый остров и сделать его обитаемым. Но для того чтобы отправится в путешествие нам нужно сейчас с вами превратится в волшебников – художников, и каждый нарисует свой обитаемый остров, а я вам помогу! Ну что готовы, читаем заклинание и повторяем движения! -Закрываем глазки и представим Что мы в сказке… Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть — не упасть На волшебный остров Можно сразу же попасть Ребята вот мы и превратились в волшебников- художников, а сейчас давайте присядем за столы и начнем рисовать. Дети увидели, что листы бумаги прикреплены на столах непривычным для них образом, начали задавать вопросы. Я объяснила детям что сегодня у нас будет не обычное рисование, а волшебное листы закреплены для того чтобы не улетели от нас. А нам будет удобно рисовать и не придерживать. Начнем наносить краски бумага не будет двигаться, а когда мы её открепим будет красивая рамочка и от этого наши картины будут еще красивее. - Ребята сегодня мы с вами попробуем новую технику рисования. Будем рисовать ни как обычно отдельные элементы, а нарисуем красивые картины «необитаемого острова», это называется пейзаж. Для начала мы будем наносить белую краску большой кистью щетина по всему листу без проплешин, так чтобы краска легла более ровно, затем поставим цветом точки. Использовать будем несколько цветов гуаши – голубую, синюю, зелёную, жёлтую, светло коричневую (охру), коричневую и черную. Точки краски будем ставить в нужном нам порядке. - Какого цвета небо? -Синее, голубое, серое…. -Молодцы. Правильно цвет неба меняется от погоды и времени суток. - А океан какого цвета? - Синее, голубое - Хорошо. А как вы думаете, что будет темнее небо или океан? 35 - ??? -Конечно будет темнее океан. Потому что, небо голубое, воздушное, нежное. А в океане не всегда вода голубая, океан очень глубокий и поэтому цвет воды в нем темнее. -Как вы думаете для рисования песка какая краска нам понадобится? -Желтая, серая - Почему вы так решили? - Может он грязный - Ребята, а давайте посмотрим на наши краски какой цвет похож на цвет песка? - Этот, светло коричневый. - Конечно этот цвет называется охра (светло коричневый),также мы будем использовать желтый и коричневый. На рисунках как и в жизни есть свет и тень поэтому на солнышке песок будет светлее, а в тени темнее. Обсудив где и что у нас будет находится, я предложила начать. - Ребята возьмите большие кисти щетину обмакните хорошо в белую гуашь и хорошо закрашивайте лист, правильно будет говорить грунтуем. Я буду рисовать вместе с вами и проговаривать последовательность. После того как загрунтовали, берём кисточку поменьше обмакиваем в голубую краску и ставим точки в верху листа примерно на одну треть. Нужно всё делать быстро чтобы не высохла грунтовка. После голубой краски хорошо вытираем кисточку об салфетку и обмакиваем в жёлтую и ставим желтые пятна в верху между синими с правой стороны это будет наше солнышко. Хорошо вытираем кисть о салфетку и макаем в синюю краску, а также ставим точки немного отступив от расположения неба. Опускаясь к низу где будет остров ровную линию океана не делаем. Синей и краской проставляем не ровную линию, а дугой как будто рисуем половинку овала. И опять вытираем кисть и обмакиваем в зелёную краску и кое где проставляем зелёные пятнышки между синими. Протираем кисть и набираем на неё охру ставим точки затем коричневую краску и желтую. Пятна краски расставляем в том порядке в котором хочется. Когда с цветовыми пятнами закончили берём губку немного обмакиваем в белую краску и начинаем смешивать наши цвета. Проводя губкой один раз по одному месту плавно опускаясь в низ к острову. Не доходя до острова начинаем проводить не ровные линии, а немного изогнутые. Дойдя до острова берем чистую губку и немного обмакнув в белую гуашь начинаем прорисовывать остров. Проводим губкой один раз по одному месту, когда прорисовали остров нужно немного подождать чтобы просох наш рисунок. - Ну что ребята помоем руки и немножко отдохнем пока подсыхает наш остров. 36 Физминутка « Корабли» Волны плещут в океане (машут руками, изображая волны) Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд) Это мачты кораблей (вытягивают руки вверх) Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками) Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (на месте) Ищем ракушки в песке (наклоны) И сжимаем в кулаке (дети сжимают кулачки) Чтоб побольше их собратьНадо чаще приседать (приседания). - Ну что ребята продолжим? - Да. - Посмотрите какой красивый пейзаж у нас получился. - Ребята как вы думаете, чего не хватает на нашем острове? - Сундук с сокровищами, пальмы, птички, волны, лодку. - Молодцы сейчас мы с вами нарисуем облака, пальмы и птичек. Для того чтобы нам нарисовать облака нам нужно мокнуть пальчик в белую гуашь и нарисовать красивые белые облака. Ставим пальчиком точки так чтобы одна заходила на другую. Поставили, а теперь низ облака немного пальчиком растираем чтобы подчеркнуть воздушность. - А тетерь берем маленькую кисточку щетина и немного распушим ее об стол так чтобы щетинки стали пышнее. Смотрите как я делаю и повторяйте за мной. Молодцы. А сейчас, немного обмакиваем в белую краску и рисуем волны тычком легко касаясь нашего острова мы нарисовали волны океана, показали, как шумят волны. Океан мы рисовали не закрашивая, а украшая 37 волнистыми линиями проводя губкой не ровные линии, а изогнутые. Волны, прорисованные белой краской получаются воздушные и легкие. - Ну что с волнами закончили? Пальмы будем рисовать? - Да! - Хорошо. Тогда берём мягкую кисть и палитру. - Зачем? - на палитре мы будем смешивать краски с водой. Смачиваем кисть водой, и макаем в коричневую краску переносим на палитру и так же черную краску перемешиваем и рисуем стволы наших пальм. Пальмы рисуем не ровные стволы, а слегка под наклоном и до края их не доводим не забываем о том, что у пальм ветки растут только на макушке. Стараемся провести одной линией не отрываясь. Наши стволы пальм готовы, приступаем к веткам. Ветки рисуем от середины ствола в сторону слегка изогнутыми. Посмотрите, как это сделаю я, а потом нарисуете вы. Ветки готовы, но мне кажется, что чего-то на них не хватает. - Листьев! - Конечно, листьев. Для того чтобы нам нарисовать листья нам нужно распушить немного нашу не большую кисточку из щетины обмакнуть слегка в зелёную краску и нарисовать изогнутые листья. Посмотрите, как это буду делать я. -Замечательно. Очень красивые острова у вас получились! - А сейчас как настоящие художники давайте поставим подпись на наших картинах. И нам пора возвращаться в детский сад! Но для этого мы должны сказать волшебные слова. Закрываем глазки и произносим все вместе. Дружно встанем мы на ножки Топнуть, прыгнуть — не упасть То легко ребята смогут Снова в детский сад попасть - Ребята вам понравилось наше волшебное путешествие? - Да. - А что вам больше всего понравилось? - Море, пальмы, зарядка. Замечательно, давайте помоем с вами ручки и оформим выставку из наших картин. 38 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 51 «Журавушка» Утверждаю Заведующий МБДОУ № 51 г.Керчь РК «Детский сад комбинированного вида «Журавушка» __________Т.Н.Лунькова КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2022 /2023 учебный год в старшей группе № 1/6 Расписание: понедельник с 15.30-15.55, среда 16.05-16.30 Количество часов в неделю - 2 ч /на год –72 ч Планирование составлено на основе программы: Дополнительная образовательная программа Правополушарное рисование «Волшебный мир красок» Тематическое планирование составил(а) Педагог дополнительного образования: Васильченко Наталья Александровна Керчь,2022 г 39 Название объединения__________________ Группа старшая № 1/6 № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) 3. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». 2 4. 2 5. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» Радужный фон картины. «В горах» 6. «Дельфины» 2 7. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». 2 8 Создание вертикального фона. «Под дождём». 2 9 Создание кругового фона. «Таинственная ночь». 2 10 Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга 2 11 Круговой фон. «Совушка» 2 12 Техника предметная монотипия «Сказочное дерево 13 Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». 2 14 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 2 15 «Снегирь» 2 1. 1 2 40 По факту Примечание (корректировка) 16 «Новый год». 2 17 «Рождество» 2 18 Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 1 19 Виды фонов в правополушарном рисовании. 1 20 «Северное сияние». 2 21 «Любопытный пингвинёнок». 2 22 «Золотые рыбки» 2 23 Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 2 24 Рисование отпечатками. «Светлячки» 2 25 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» 2 26 «Мартовские котики». 2 27 «Цветы для мамы». 2 28 «Весенние деревья» 2 29 «На пруду». 2 30 «Сакура». 2 31 «Космос». 2 32 «Цветущие сады». 2 33 «Одуванчики». 2 34 «Любимый край». 2 41 35 «День Победы». 2 36 «Верные друзья» 2 37 «Лето! Ах, лето!» 2 ИТОГО 72 часа 42 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 51 «Журавушка» Утверждаю Заведующий МБДОУ № 51 г.Керчь РК «Детский сад комбинированного вида «Журавушка» __________Т.Н.Лунькова КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2022 /2023 учебный год в старшей группе № 2/7 Расписание: понедельник с 16.05-16.30, среда с 15.30-15.55 Количество часов в неделю - 2 ч /на год –72 ч Планирование составлено на основе программы: Дополнительная образовательная программа Правополушарное рисование «Волшебный мир красок» Тематическое планирование составил(а) Педагог дополнительного образования: Васильченко Наталья Александровна Керчь,2022 г 43 Название объединения__________________ Группа старшая № 2/7 № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1 5 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» Радужный фон картины. «В горах» 6 «Дельфины» 2 7 Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». 2 8 Создание вертикального фона. «Под дождём». 2 9 Создание кругового фона. «Таинственная ночь». 2 10 Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга 2 11 Круговой фон. «Совушка» 2 12 Техника предметная монотипия 1 2 3 4 1 2 2 2 44 По факту Примечание (корректировка) «Сказочное дерево 13 Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». 2 14 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 2 15 «Снегирь» 2 16 «Новый год». 2 17 «Рождество» 2 18 Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 1 19 Виды фонов в правополушарном рисовании. 1 20 «Северное сияние». 2 21 «Любопытный пингвинёнок». 2 22 «Золотые рыбки» 2 23 Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 2 24 Рисование отпечатками. «Светлячки» 2 25 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» 2 26 «Мартовские котики». 2 27 «Цветы для мамы». 2 45 28 «Весенние деревья» 2 29 «На пруду». 2 30 «Сакура». 2 31 «Космос». 2 32 «Цветущие сады». 2 33 «Одуванчики». 2 34 «Любимый край». 2 35 «День Победы». 2 36 «Верные друзья» 2 37 «Лето! Ах, лето!» 2 ИТОГО 72 часа 46 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 51 «Журавушка» Утверждаю Заведующий МБДОУ № 51 г.Керчь РК «Детский сад комбинированного вида «Журавушка» __________Т.Н.Лунькова КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2022 /2023 учебный год в подготовительной к школе группе № 1/4 Расписание: вторник с15.30-15.55, четверг 15.45-16.10 Количество часов в неделю - 2 ч /на год –72 ч Планирование составлено на основе программы: Дополнительная образовательная программа Правополушарное рисование «Волшебный мир красок» Тематическое планирование составил(а) Педагог дополнительного образования: Васильченко Наталья Александровна Керчь,2022 г 47 Название объединения__________________ Группа подготовительная к школе № 1/4 № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1 2 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) 3 Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». 2 4 2 5 Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» Радужный фон картины. «В горах» 6 «Дельфины» 2 7 Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». 2 8 Создание вертикального фона. «Под дождём». 2 9 Создание кругового фона. «Таинственная ночь». 2 10 Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга 2 11 Круговой фон. «Совушка» 2 12 Техника предметная монотипия «Сказочное дерево 13 Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». 2 14 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 2 1 1 2 48 По факту Примечание (корректировка) 15 «Снегирь» 2 16 «Новый год». 2 17 «Рождество» 2 18 Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 1 19 Виды фонов в правополушарном рисовании. 1 20 «Северное сияние». 2 21 «Любопытный пингвинёнок». 2 22 «Золотые рыбки» 2 23 Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 2 24 Рисование отпечатками. «Светлячки» 2 25 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» 2 26 «Мартовские котики». 2 27 «Цветы для мамы». 2 28 «Весенние деревья» 2 29 «На пруду». 2 30 «Сакура». 2 31 «Космос». 2 49 32 «Цветущие сады». 2 33 «Одуванчики». 2 34 «Любимый край». 2 35 «День Победы». 2 36 «Верные друзья» 2 37 «Лето! Ах, лето!» 2 ИТОГО 72 часа 50 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 51 «Журавушка» Утверждаю Заведующий МБДОУ № 51 г.Керчь РК «Детский сад комбинированного вида «Журавушка» __________Т.Н.Лунькова КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2022 /2023 учебный год в подготовительной к школе группе № 2/10 Расписание: вторник с 16.05-16.30, пятница 15.45-16.10 Количество часов в неделю - 2 ч /на год –72 ч Планирование составлено на основе программы: Дополнительная образовательная программа Правополушарное рисование «Волшебный мир красок» Тематическое планирование составил(а) Педагог дополнительного образования: Васильченко Наталья Александровна Керчь,2022 г 51 Название объединения__________________ Группа подготовительная к школе № 2/10 № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1 2 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) 3 Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». 2 4 2 5 Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» Радужный фон картины. «В горах» 6 «Дельфины» 2 7 Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». 2 8 Создание вертикального фона. «Под дождём». 2 9 Создание кругового фона. «Таинственная ночь». 2 10 Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга 2 11 Круговой фон. «Совушка» 2 12 Техника предметная монотипия «Сказочное дерево 13 Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». 2 14 Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь» 2 1 1 2 52 По факту Примечание (корректировка) 15 «Снегирь» 2 16 «Новый год». 2 17 «Рождество» 2 18 Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 1 19 Виды фонов в правополушарном рисовании. 1 20 «Северное сияние». 2 21 «Любопытный пингвинёнок». 2 22 «Золотые рыбки» 2 23 Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 2 24 Рисование отпечатками. «Светлячки» 2 25 Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» 2 26 «Мартовские котики». 2 27 «Цветы для мамы». 2 28 «Весенние деревья» 2 29 «На пруду». 2 30 «Сакура». 2 31 «Космос». 2 53 32 «Цветущие сады». 2 33 «Одуванчики». 2 34 «Любимый край». 2 35 «День Победы». 2 36 «Верные друзья» 2 37 «Лето! Ах, лето!» 2 ИТОГО 72 часа 54 Приложение 4 Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Правополушарное рисование «Волшебный мир красок» № Причина корректировки Дата Согласование с зам по УВР (подпись) 55 56 57 58 59 60 61